Коллеги, последние наши игры очень явственно показали необходимость владения страйкбольными приводами, характеристики которых существенно отличаются от базовых в лучшую сторону. Собственно, само улучшение, как многим известно, именуется "тюнинг". В этой статье речь пойдет о направлениях тюнинга и о том, для каких целей предназначен тот или иной тип улучшения.
Как и многое другое, тюнинг можно сделать недорого, быстро и качественно - осталось лишь выбрать любые два условия. Например, если мы говорим о быстром и недорогом улучшении - например, когда завтра уже ехать стрелять россиянца - то замена покупка стволика потоньше, хоп-апа похопапистее и механ помеханистее - уже позволит выдавать лучшие результаты стрельбы; а если речь пойдет о долговременном, творческом улучшении собственного привода - то тут возникнет совершенно безграничный простор для трат, кажущихся стороннему наблюдателю совершено бессмысленными.
Условно весь тюнинг можно разделить на три типа - внешний тюнинг (он же зачастую делится на т.н. "кастом" и т.н. "обвес"), внутренний тюнинг "на выхлоп" и внутренний тюнинг "на скорострельность". Если говорить о чем - то серьезнее, чем 130-135 м\с, то игроку придется выбирать между "выхлопом" - собственно, скоростью вылета шара и скорострельностью - числу шаров, выпускаемых в единицу времени.
Именно по этой причине, начинать тюнинг стоит с того, чтобы ответить на собственный вопрос -
"Чего я хочу от своего привода".
Причем ответ на этот вопрос должен быть максимально развернутым и полным. Для формулирования этого от ответа, нужно подумать о том, как лично ты играешь в страйкбол - бегаешь ли штурмовиком, сидишь ли в засаде, поливаешь врага кучей шаров, или, наоборот предпочитаешь скупые, но точные выстрелы. Так же немаловажно понимание собственного бюджета на тюнинг и бюджета на его поддержание - чем выше задраны те или иные характеристики привода, тем чаще придется его ремонтировать или заменять расходные детали.
Определившись с тем, как будет затюнен привод, и сколько это будет стоить, необходимо приступить к формированию будущего образа оружия "изнутри", дабы понимать, что именно предстоит улучшить или заменить.
Начинается любой тюн с замены проводки. Такая замена актуальна для любых ЭПО, особенно для тех, которые планируется использовать очень активно - CQB Мки, пулеметы, МП5 - куртцы. Но и для приводов, затюненых на 170 и выше, замена проводки так же необходима ввиду того, что низкоомная проводка экономит аккумулятор, продлевает скор службы электромотора, дает безопасность эксплуатации.
Какую проводку выбрать? Ответ тут неоднозначен, хорошо зарекомендовавший себя комплект PowerLabs сложен в установке, китайские аналоги - непонятного качества. Единственное, что нужно понимать, так это то, что проводка должны быть оборудована ключом и выполнена из меди, либо посеребрена. Ключ необходим для поддержания постоянного напряжения на контактной группе, что препятствует ее обгоранию и продлевает срок службы внутренних пластиковых деталей контактной группы.
Следующий ход - это выбор пружины и поршневой группы. Тут все понятно - поршневая в любом случае должна быть надежной (Guarder, Systema, Modify), а пружина - соответствовать желаниям игрока. Мощная (от 150 мысов) пружина не должна стрелять быстро, иначе износ деталей будет просто фантастическим!
Далее идет выбор передаточного числа (шестерней), втулок (подшипников) и шимминг. Чем выше скорость шара, тем ниже должно быть передаточное число; чем выше желаемая скорострельность - тем выше выбирается передача. Фактически, чем больше зубцов на шестернях, тем ниже скорость передачи, но тем же обеспечивается возможность взвода мощной пружины. Шимминг необходим, когда ставится любая новая пружина - дело в том, что все внутренности гирбокса испытывают на себе динамические нагрузки, и шимминг позволяет сократить их негативное влияние на картер гирбокса и шестерни, и увеличить КПД самой передачи. Новые втулки (или подшипники) нужны с теми же целями.
Выбор электромотора так же привязан к шестерням и пружине. В любом случае, все базовые моторы, кроме SRC и КингАрмс требуют замены на более мощные или более скоростные. Мощность мотора и его скорость вращения - это не одна и та же характеристика! Скоростные, высокооборотистые моторы нужны для высокой скорострельности (high-speed motor), мощные (high-torgue или high-power) - для взвода пружин 150+. Безусловно, и высокоскоростной мотор можно использовать на мощной пружине - нужно лишь выбрать низкое передаточное число шестерен. Так же, существуют моторы, сочетающие в себе высокую оборотистость с высокой мощностью. Типа Systema Magnum.
Предпоследним этапом является тюнинг узла хоп-апа. Тут все просто - чем лучше хоп-ап и длиннее и тоньше стволик, тем лучше выхлоп. Особенности настройки хоп-апа обсудим в следующей статье.
Последнее по порядку, но не по важности - это сборка. Как известно, доработка напильником - вещь крайне деликатная. Для минимизации этих процессов и непризыва меня с болгаркой, настоятельно рекомендуется использовать внутренние части гирбокса от одного производителя. Так же, настоятельно рекомендуется использовать механы и бункера, родственные установленному узлу хоп-апа.
Так же, важным элементом тюнинга является смазка. Существует множество производителей, типов смазки, принципов ее наложения, и однозначной рекомендации тут дать нельзя, единственное, можно сказать, что не стоит использовать:
Графитная смазка (ни в коем случае! ее брызги заставляют обгорать контактную группу даже с ключом!)
Силиконовая смазка для трущихся металлических поверхностей (не надо заливать силиконом шестерни!)
Литол или солидол для трущихся пластиковых поверхностей (не стоит мазать литолом поршневую группу, иначе весь литол будет в стволике!)
На этом внутренний тюнинг заканчивается, и начинается внешний. Можно, кстати, и наоборот - начать с вешнего. Но о нем - так же в другой статье!